PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-24-50
EDN:

https://elibrary.ru/UOVQJH

Автор: Зубов А.А.
Информация об авторе: Артем Александрович Зубов — кандидат филологических наук, преподаватель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8566-9517 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Тип публикации: Научная статья
Для цитирования: Зубов А.А. Фантастика как рецепция в истории литературы, XIX–XX вв. // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 24–50. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-24-50 
Ключевые слова: фантастика, фантастическое, фантастическая условность, эффект фантастики, эффект реальности, воображаемый мир, рецепция, история чтения.

Аннотация:

В статье рассматривается проблема исторической изменчивости навыка восприятия фантастики. Автор отталкивается от понимания фантастики как типа условности, который, с одной стороны, «остраняет» для читателя мир текста, указывает на его дистанцированность от мира автора и читателя, с другой, способствует погружению читателя в этот мир, позволяет обжить его как «реальный». Процесс восприятия фантастики неоднороден: читатель то соотносит текст со своими знаниями о мире и так идентифицирует фантазийное в нем, то занимает внутритекстовую перспективу и, исходя из нее, трактует изображаемые события и явления. Производимый фантастическим текстом «эффект фантастики» обусловливает семантическую и онтологическую неоднозначность произведения и побуждает читателя последовательно решать, какие части текста следует трактовать в перспективе реальности, а какие — в перспективе текста. Становление этого типа условности в современном виде локализуется в литературной культуре XIX в. и связано с формированием нового читательского запроса на изображение необычного. Исторические трансформации фантастической условности связаны с развитием читательских навыков ее восприятия — включения в интерпретативную работу с текстом и погружения в воображаемые миры; конвенционализация жанров фантастики в литературе XX в. свидетельствует о том, что задачи восприятия, которые эта условность ставит перед читателями, стали привычными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

  1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2010. 351 с.
  2. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиоти­ка. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 392–400.
  3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспро­изводимости // Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 122–152.
  4. Венедиктова Т. К пониманию искусства «лишней детали»: модели­рование литературной коммуникации // Миргород. 2018. № 1 (11). С. 11–25.
  5. Зенкин С. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: Новое ли­тературное обозрение, 2018. 368 с.
  6. Зенкин С. Фантастика и реализм в XIX веке // Призраки, монстры и другие инакие существа: Метаморфозы фантастики в славянских ли­тературах / сост. А. де Ля Фортель. М.: ОГИ, 2018. С. 185–202.
  7. Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи // INFERNALIANA. Французская готическая проза XVIII–XIX вв. / сост. С. Зенкин. М.: Ладомир, 1999. С. 5–26.
  8. Зенкин С. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпи­зод первый / сост. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 50–65.
  9. Зубов А.А. Когнитивные аспекты восприятия жанров популярной ли­тературы и их историческая изменчивость // Studia Litterarum. 2021. Т. 6, № 2. С. 10–27. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-2-10-27
  10. Зубов А.А. Удовольствие от чтения научной фантастики: создание идеи и академическая легитимация популярного жанра // Вест­ник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 4. С. 154–163.
  11. Изер В. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. Антология / сост. Д. Уффельман, К. Шрамм. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. С. 186–216.
  12. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современ­ная литературная теория. Антология / сост. И.В. Кабанова. М.: Флин­та, Наука, 2004. С. 201–224.
  13. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе XX века. М.: Высшая школа, 2008. 405 с.
  14. Кольридж С.Т. Избранные труды / сост. В.М. Герман. М.: Искусство, 1987. 350 с.
  15. Кулик О.П. Понятие фантастического: от истории к современно­сти // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Гуманитарные науки. 2010. № 7. С. 93–99.
  16. Лавлинский С.П., Малкина В.Я., Павлов А.М. Фантастическое как тео­ретико-литературная и эстетическая категория // Гротескное и фан­тастическое в культуре: визуальные аспекты / сост. и ред. В.Я. Малки­на, С.П. Лавлинский. [Б. м.]: Издательские решения, 2017. С. 25–69.
  17. Лахманн Р. Дискурсы фантастического. М.: Новое литературное обо­зрение, 2009. 384 с.
  18. Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста // Лот­ман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство- СПБ, 2002. С. 196–202.
  19. Мальчукова Т.Г. О фантастическом в античной словесности // Про­блемы исторической поэтики. 2016. Вып. 4. С. 27–52.
  20. Нодье Ш. О фантастическом в литературе // Литературные манифе­сты западноевропейских романтиков / ред. А.С. Дмитриева. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1980. С. 407–412.
  21. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология вос­приятия. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
  22. Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочи­нениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана // Скотт В. Собр. соч.: в 20 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960–1965. Т. 20. С. 602–652.
  23. Соловьев В.С. Предисловие <К книге А.К. Толстого «Упырь»> // Со­ловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искус­ство, 1991. С. 608–613.
  24. Толкин Дж.Р.Р. О волшебных сказках // Толкин Дж.Р.Р. Чудовища и критики и другие статьи. М.: Elsewhere, 2006. С. 109–161.
  25. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интел­лектуальной книги, 1997. 144 с.
  26. Alber J. Unnatural Narrative: Impossible Worlds in Fiction and Drama. London; Lincoln: University of Nebraska Press, 2016. 310 p.
  27. Angenot M. The Absent Paradigm: An Introduction to the Semiotics of Sci­ence Fiction // Science Fiction Studies. 1979. Vol. 6, № 1. P. 9–19.
  28. Attebery B. Stories about Stories. Fantasy and the Remaking of Myth. Ox­ford; New York: Oxford University Press, 2014. 240 p.
  29. Delany S. About 5,750 Words // Delany S. The Jewel-Hinged Jaw: Notes on the Language of Science Fiction. Middletown: Wesleyan University Press, 2009. P. 1–15.
  30. Dick Ph.K. My Definition of Science Fiction // The Shifting Realities of Philip K. Dick. Selected Literary and Philosophical Writing / ed. by L. Su­tin. New York: Vintage Books, 1995. P. 99–100.
  31. Freedman C. Critical Theory and Science Fiction. Middletown: Wesleyan University Press, 2000. xx, 206 p.
  32. Gomel E. Narrative Space and Time. Representing Impossible Topologies in Literature. London; New York: Routledge, 2014. 226 p.
  33. Hume K. Fantasy and Mimesis: Responses to Reality in Western Literature. London; New York: Routledge, 2014. xvi, 213 p.
  34. Mendlesohn F. Rhetorics of Fantasy. Middletown: Wesleyan University Press, 2008. xxv, 306 p.
  35. Pavel Th. Possible Worlds in Literary Semantics // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1975. № 34 (2). P. 165–176.\
  36. Ryan M.-L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theory. Bloomington: Indiana University Press, 1991. viii, 291 p.
  37. Spencer K.L. “The Red Sun Is High, the Blue Low”: Towards a Stylistic De­scription of Science Fiction // Science Fiction Studies. Vol. 10, № 1. P. 35–59.
  38. Stableford B. Historical Dictionary of Fantasy Literature. Lanham: The Scarecrow Press, 2005. lxv, 499 p.

Источники

  1. Дик Ф.К. Гибельный тупик. Калининград: РИФ «Российский Запад», 1993. 434 с.
  2. Хайнлайн Р. Пасынки вселенной. М.: Эксмо, 2006. 782 с.
  3. Dick Ph.K. Do Androids Dream of Electric Sheep? London: Gollancz, 2010. 193 p.