Аннотация:
В статье рассматривается проблема исторической изменчивости навыка восприятия фантастики. Автор отталкивается от понимания фантастики как типа условности, который, с одной стороны, «остраняет» для читателя мир текста, указывает на его дистанцированность от мира автора и читателя, с другой, способствует погружению читателя в этот мир, позволяет обжить его как «реальный». Процесс восприятия фантастики неоднороден: читатель то соотносит текст со своими знаниями о мире и так идентифицирует фантазийное в нем, то занимает внутритекстовую перспективу и, исходя из нее, трактует изображаемые события и явления. Производимый фантастическим текстом «эффект фантастики» обусловливает семантическую и онтологическую неоднозначность произведения и побуждает читателя последовательно решать, какие части текста следует трактовать в перспективе реальности, а какие — в перспективе текста. Становление этого типа условности в современном виде локализуется в литературной культуре XIX в. и связано с формированием нового читательского запроса на изображение необычного. Исторические трансформации фантастической условности связаны с развитием читательских навыков ее восприятия — включения в интерпретативную работу с текстом и погружения в воображаемые миры; конвенционализация жанров фантастики в литературе XX в. свидетельствует о том, что задачи восприятия, которые эта условность ставит перед читателями, стали привычными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования
- Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2010. 351 с.
- Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 392–400.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 122–152.
- Венедиктова Т. К пониманию искусства «лишней детали»: моделирование литературной коммуникации // Миргород. 2018. № 1 (11). С. 11–25.
- Зенкин С. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 368 с.
- Зенкин С. Фантастика и реализм в XIX веке // Призраки, монстры и другие инакие существа: Метаморфозы фантастики в славянских литературах / сост. А. де Ля Фортель. М.: ОГИ, 2018. С. 185–202.
- Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи // INFERNALIANA. Французская готическая проза XVIII–XIX вв. / сост. С. Зенкин. М.: Ладомир, 1999. С. 5–26.
- Зенкин С. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпизод первый / сост. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 50–65.
- Зубов А.А. Когнитивные аспекты восприятия жанров популярной литературы и их историческая изменчивость // Studia Litterarum. 2021. Т. 6, № 2. С. 10–27. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-2-10-27
- Зубов А.А. Удовольствие от чтения научной фантастики: создание идеи и академическая легитимация популярного жанра // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 4. С. 154–163.
- Изер В. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. Антология / сост. Д. Уффельман, К. Шрамм. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. С. 186–216.
- Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология / сост. И.В. Кабанова. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 201–224.
- Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе XX века. М.: Высшая школа, 2008. 405 с.
- Кольридж С.Т. Избранные труды / сост. В.М. Герман. М.: Искусство, 1987. 350 с.
- Кулик О.П. Понятие фантастического: от истории к современности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Гуманитарные науки. 2010. № 7. С. 93–99.
- Лавлинский С.П., Малкина В.Я., Павлов А.М. Фантастическое как теоретико-литературная и эстетическая категория // Гротескное и фантастическое в культуре: визуальные аспекты / сост. и ред. В.Я. Малкина, С.П. Лавлинский. [Б. м.]: Издательские решения, 2017. С. 25–69.
- Лахманн Р. Дискурсы фантастического. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 384 с.
- Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство- СПБ, 2002. С. 196–202.
- Мальчукова Т.Г. О фантастическом в античной словесности // Проблемы исторической поэтики. 2016. Вып. 4. С. 27–52.
- Нодье Ш. О фантастическом в литературе // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / ред. А.С. Дмитриева. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1980. С. 407–412.
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
- Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана // Скотт В. Собр. соч.: в 20 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960–1965. Т. 20. С. 602–652.
- Соловьев В.С. Предисловие <К книге А.К. Толстого «Упырь»> // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 608–613.
- Толкин Дж.Р.Р. О волшебных сказках // Толкин Дж.Р.Р. Чудовища и критики и другие статьи. М.: Elsewhere, 2006. С. 109–161.
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. 144 с.
- Alber J. Unnatural Narrative: Impossible Worlds in Fiction and Drama. London; Lincoln: University of Nebraska Press, 2016. 310 p.
- Angenot M. The Absent Paradigm: An Introduction to the Semiotics of Science Fiction // Science Fiction Studies. 1979. Vol. 6, № 1. P. 9–19.
- Attebery B. Stories about Stories. Fantasy and the Remaking of Myth. Oxford; New York: Oxford University Press, 2014. 240 p.
- Delany S. About 5,750 Words // Delany S. The Jewel-Hinged Jaw: Notes on the Language of Science Fiction. Middletown: Wesleyan University Press, 2009. P. 1–15.
- Dick Ph.K. My Definition of Science Fiction // The Shifting Realities of Philip K. Dick. Selected Literary and Philosophical Writing / ed. by L. Sutin. New York: Vintage Books, 1995. P. 99–100.
- Freedman C. Critical Theory and Science Fiction. Middletown: Wesleyan University Press, 2000. xx, 206 p.
- Gomel E. Narrative Space and Time. Representing Impossible Topologies in Literature. London; New York: Routledge, 2014. 226 p.
- Hume K. Fantasy and Mimesis: Responses to Reality in Western Literature. London; New York: Routledge, 2014. xvi, 213 p.
- Mendlesohn F. Rhetorics of Fantasy. Middletown: Wesleyan University Press, 2008. xxv, 306 p.
- Pavel Th. Possible Worlds in Literary Semantics // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1975. № 34 (2). P. 165–176.\
- Ryan M.-L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theory. Bloomington: Indiana University Press, 1991. viii, 291 p.
- Spencer K.L. “The Red Sun Is High, the Blue Low”: Towards a Stylistic Description of Science Fiction // Science Fiction Studies. Vol. 10, № 1. P. 35–59.
- Stableford B. Historical Dictionary of Fantasy Literature. Lanham: The Scarecrow Press, 2005. lxv, 499 p.
Источники
- Дик Ф.К. Гибельный тупик. Калининград: РИФ «Российский Запад», 1993. 434 с.
- Хайнлайн Р. Пасынки вселенной. М.: Эксмо, 2006. 782 с.
- Dick Ph.K. Do Androids Dream of Electric Sheep? London: Gollancz, 2010. 193 p.