PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-60-78    
EDN:

https://elibrary.ru/UTSIXD

Автор: Склизкова Е.В.
Информация об авторе: Екатерина Владимировна Склизкова — кандидат культурологии, доцент, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0135-8616 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Тип публикации: Научная статья
Для цитирования: Склизкова Е.В. Проблема определения фэнтези и формирование вторичной мифологической реальности // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 60–78. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-60-78  
Ключевые слова: архетип, вторичная реальность, интертекст, миф, романсе, символ, фантастика, фэнтези.

Аннотация:

Фэнтези является продуктивным жанром, связанным с мифом. Любой феномен проходит через процесс интерпретации, является условным отображением фактов, формирует новую реальность. Вторичное мифологическое пространство и сознание, игровой аспект мифотворчества обладают различной прагматикой. Фантастика распадается на виды, из которых относительно просто можно вычленить научную фантастику, в ней не нарушается обыденность, все странности объяснены научно и потенциально. Критерии вычленения фэнтези из фантастики и разделения фэнтези и сказки зыбки, однако, фэнтези — более сложная структурно-прагматическая система. В зависимости от понимания фэнтези будут различаться жанры-предтечи и авторы-родоначальники. Романсе — реконструкция-эксперимент У. Морриса, замешанный на сне-видении, напоминающий аллегорические поэмы позднего средневековья, — эклектичный жанр, построенный на вторичной мифологии. Центральной фигурой является таинственная Леди, связанная с магией. В романах используются знаковые артефакты, не всегда сюжетообразующие, но зацикливающие сюжет. Персонажи часто анонимны и представляют обобщенный архитипический образ. Мир Фаэри трансформируется в поиск тайного магического места, связанного с женским образом. Определение фэнтези неструктурированно. Фэнтези подвергает изначально мифологический сюжет многоярусной обработке, непосредственно связано с вторичной реальностью и мифологией, многогранно, его герои неоднозначны, события не предрешены, семантика и прагматика зависят от автора и читателя-интерпретатора. Мифология — материал и поле для игры, архетипы — предмет интерпретации. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

  1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Па­ритет, 2006. 314 с. URL: https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/ (дата посещения: 25.09.2023).
  3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  4. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 169 с.
  5. Седых Е.В. Творчество Уильяма Морриса 1850-х годов в контексте прерафаэлитизма // Вестник СПбГУ. Серия 9: Филология. Востокове­дение. Журналистика. 2007. Вып. 2, ч. 1. С. 19–28.\
  6. Толкин Дж.Р.Р. Профессор и чудовища. СПб.: Азбука-классика, 2004. 285 с.

Источники

  1. Лоррис де Г., Мён де Ж. Роман о Розе. М.: ГИС, 2007. 671 с.
  2. Труа де К. Эрек и Энида. Клижес. М.: Наука, 1980. 510 с.
  3. Chaucer G. The Parliament of Birds. London: Hesperus, 2004. 172 p.
  4. Haggard H.R. She. London; New York; Bombay; Calcutta: Longmans, Green and Сo, 1911. 297 p.
  5. Langland W. The Vision of Piers the Plowman. London: A. Moring, 1905. 202 p.
  6. London J. Hearts of Three. New York: The Macmillan Company, 1920. 390 p.
  7. Lord Dunsany. The Gods of Pegana. Washington: Pegana Press, 1911. 94 p.
  8. Lord Dunsany. The King of Elfland’s Daughter. London; New York: G. P. Putnam’s Sons, 1924. 301 p.
  9. MacDonald G. The Princess and the Goblin. Philadelphia: David McKay Company, 1920. 232 p.
  10. Morris W. The House of Wolfings. Boston: Robert Brothers Publ., 1892. 418 p.
  11. Morris W. The Story of the Glittering Plane or the Land of Living Men. London: Kelmscott Press, 1894. 208 p.
  12. Morris W. The Sundering Flood. New York; London: Longman, Green and Co., 1898. 392 p.
  13. Morris W. The Water of the Wondrous Isles. London; New York; Bombay: Longman, Green and Co., 1897. 574 p.
  14. Morris W. The Well at the World’s End. London; New York; Bombay: Long­man, Green and Co., 1896. 401 p.
  15. Morris W. The Wood Beyond the World. London: Chiswick Press, 1895. 268 p.
  16. Ruskin J. The King of the Golden River, or the Black Brothers: A Legend of Stiria. Chicago: Rand, McNally and Co., 1903. 82 p.
  17. Scott W. The Waverley novels. London; Edinburgh: A. and C. Black, 1892. 508 p.
  18. Tolkien J.R.R. The Fellowship of the Ring. New York: Harper Collins Pub­lishers, 2008. 571 p.