PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-79-89
EDN:

https://elibrary.ru/UUAHTU

Автор: Липинская А.А.
Информация об авторе: Анастасия Андреевна Липинская — кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, наб. канала Грибоедова, д. 30–32, 191023 г. Санкт- Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3366-4335 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Липинская А.А. О природе и границах фантастического в готической новелле // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 79–89. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-79-89 
Ключевые слова: готическая новелла, жанр, рассказчик, фантастическое, сверхъестественное.

Аннотация:

Готическая новелла (ghost story) в ее классическом виде — порождение специфической эпохи (вторая половина XIX столетия), когда широко распространились разного рода оккультные практики, издавались сборники якобы подлинных историй о привидениях и даже на вполне рациональном уровне бурно развивались антропология и этнография, то есть читатель был погружен в среду, наполненную соответствующими реалиями либо допускающую их существование. В данном жанре фантастическое воспринимается как инородное изображенному миру, как прорыв границы между пластами реальности — привычным и непознанным, причем оно довольно тесно сплетено с категорией страшного: непривычное пугает и является источником потенциальной опасности. Но акцент часто делается не на самом фантастическом явлении или происшествии, а на субъективном переживании изумления и ужаса, которое предлагается разделить читателю. Герой при этом зачастую — человек рационалистического мировоззрения, ученый либо военный, совершенно не готовый со встречей с миром зловещих чудес, а повествование снабжено повествовательной рамкой, позволяющей придать описываемым событиям двусмысленный статус. В силу авторефлексивности жанра здесь открывается большой простор для игры, юмора и иронии.