PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-98-108
EDN:

https://elibrary.ru/VKLQEW

Автор: Рожкова А.Е.
Информация об авторе: Анастасия Евгеньевна Рожкова — независимая исследовательница, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2224-3321 Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Рожкова А.Е. Особенности взаимодействия мистической и человеческой реальностей в драме-феерии «Лесная песня» Леси Украинки // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 98–108. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-98-108
Ключевые слова: Леся Украинка, драма-феерия, мистическая традиция, «Лесная песня», фантастическая традиция.

Аннотация:

В статье представлен анализ драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня» в контексте зарождения фантастического. Драма была написана в начале XX столетия, одной из литературных тенденций того времени было обращение к фольклору, народному творчеству и мистической тематике в надежде увидеть ответы на важные вопросы в прошлом. «Лесная песня» рассматривается не просто как яркий пример неоромантического произведения, но как одна из ступеней развития фантастического в литературе. В статье проанализированы ее жанровая принадлежность («драма» и «феерия»), черты неоромантизма и их пересечение с фантастическим, оригинальность мифопоэтического пласта (наличие авторских и классических мифологических персонажей), автономность мистической реальности (ее существование без контактов с человеческой реальностью). Делается вывод о том, что Леся Украинка, вдохновляясь народным творчеством и мистической традицией, создала особое фантастическое пространство, в котором переплетаются судьбы сверхъестественных созданий, людей и даже самой природы, силы которой также являются действующими персонажами пьесы. Результаты исследования показали, что «Лесную песню сложно отнести к какому-то конкретному направлению, она стоит на границе мистической традиции конца XVIII — начала XIX в. и фантастической традиции, зарождающейся на рубеже XIX и XX вв.