PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-109-120
EDN:

https://elibrary.ru/VXCMEA

Автор: Балаева С.В.
Информация об авторе: Светлана Владимировна Балаева — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и инженерных дисциплин, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Соляной переулок, д. 13–15, 191028 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0810-3410 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Балаева С.В. Фантастическое и историческое в произведениях А. Лернета-Холениа // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 109–120. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-109-120
Ключевые слова: Александр Лернет-Холениа, «Штандарт», «Барон Багге», габсбургский миф, Амброз Бирс, Лео Перуц.

Аннотация:

В центре статьи два произведения австрийского писателя Александра Лернета-Холениа (1897–1976) — роман «Штандарт» (1934) и повесть «Барон Багге» (1936). Анализируемые произведения связаны с конкретным историческим событием, с Первой мировой войной, в которой автор принимал участие. Важную роль в анализе произведений играет понятие «габсбургского мифа», влияние которого объясняет особенности мироощущения в австрийском обществе конца XIX — начала ХХ в. Сюжет произведений неразрывно связан c историей мировой войны и армейской жизни, но прорабатывает исторические события не реалистически, а с использованием элементов приключенческого романа и фантастических историй (путешествия в загробный или параллельный мир, беседы с загадочными незнакомцами, умершими, видения и т. п.). С одной стороны, указанные повествовательные элементы должны были вызывать интерес у читателя, с другой стороны, приключенческие истории в историческом антураже оказываются сложными в плане поэтики, поскольку отражают кризис сознания, утрату духовных оснований в австрийском обществе в 1930-е гг. Лернет-Холениа перерабатывает темы литературных предшественников, создававших «страшные истории», фантастические, необычные ситуации и разрабатывавших темы оккультизма. Автор вступает в диалог с предшествующей литературной традицией, сознательно проводя различие между фантастическими и условно достоверными историями, вплетенными в единое повествование.