PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-121-135
EDN:

https://elibrary.ru/WBRKDU

Автор: Кшондзер М.К.
Информация об авторе: Мария Карловна Кшондзер — доктор филологических наук, руководитель литературного общества «Арион», Bürgerhaus Vorwerk Falkenfeld, Эльмар-Лимберг пл., д. 6, 23554 г. Любек, Германия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0125-7820 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Кшондзер М.К. Фантастика как форма художественной условности в «таинственных повестях» И.С. Тургенева (на материале анализа повестей «Фауст», «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич») // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 121–135. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-121-135
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, художественная условность, архетип трагической любви, мистика, фантастика.

Аннотация:

Категория фантастического как особого жанра в литературе и искусстве не имеет характерных границ и определяется в современном литературоведении неоднозначно, в зависимости от исследуемого материала и временных рамок. Ю.В. Манн считает фантастическое «условной условностью» в литературе, берущей свои истоки в мифологическом сознании древних, а впоследствии приобретающей черты так называемой «завуалированной фантастики». «Таинственные повести» И.С. Тургенева представляют собой образец именно такой формы художественной условности, при которой особое внимание уделяется психологической мотивации персонажей, сосуществованию рационального и иррационального в характерах и судьбах героев, взаимодействию мира реального с миром вымышленным. В этой связи фантастика используется не как самоцель, а как «намеренная художественная условность», способствующая раскрытию идейно-художественного замысла автора. В статье на материале анализа повестей «Фауст», «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич» прослеживается архетип трагической любви в контексте симбиоза фантастики и реальности, создающих неповторимую картину авторского мировидения.