Аннотация:
Категория фантастического как особого жанра в литературе и искусстве не имеет характерных границ и определяется в современном литературоведении неоднозначно, в зависимости от исследуемого материала и временных рамок. Ю.В. Манн считает фантастическое «условной условностью» в литературе, берущей свои истоки в мифологическом сознании древних, а впоследствии приобретающей черты так называемой «завуалированной фантастики». «Таинственные повести» И.С. Тургенева представляют собой образец именно такой формы художественной условности, при которой особое внимание уделяется психологической мотивации персонажей, сосуществованию рационального и иррационального в характерах и судьбах героев, взаимодействию мира реального с миром вымышленным. В этой связи фантастика используется не как самоцель, а как «намеренная художественная условность», способствующая раскрытию идейно-художественного замысла автора. В статье на материале анализа повестей «Фауст», «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич» прослеживается архетип трагической любви в контексте симбиоза фантастики и реальности, создающих неповторимую картину авторского мировидения.