PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-136-151
EDN:

https://elibrary.ru/WCEJXG

Автор: Апалькова Е.С.
Информация об авторе: Елизавета Сергеевна Апалькова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0042-9494 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Источники финансирования: С благодарностью моему учителю — Наталье Михайловне Солнцевой. 
Тип публикации: Научная статья
Для цитирования: Апалькова Е.С. Средства создания псевдомагической реальности в «магических» произведениях русской литературы 1910–1920-х гг. // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 136–151. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-136-151
Ключевые слова: демонический герой, ирония, магическая проза, магическое, мистическое, «оживающая» кукла, псевдомагическое, сатира, спиритизм, фантастическое.

Аннотация:

В статье рассматриваются типы псевдомагических сюжетов, появившихся в русской литературе 1910–1920-х гг. Дано определение магической прозы в контексте мистической и фантастической литературы, показана роль фантастики как приема в развитии магических сюжетов. Обращение к мистико-философскому контексту позволяет определить причины формирования магической прозы 1920-х гг. В этот период интерес к магическому не только не угасает, но и приобретает новые формы, в том числе пародийные и иронические. Писатели создают в произведениях псевдомагическую реальность за счет онейрических мотивов (в том числе вызванных наркотическими веществами), сюжетов о фокусниках или артистах, мотивов сумасшествия или болезни. Сатирическим пафосом отмечены произведения о спиритизме и разоблачении медиумов. Рассматривается историко-мистический контекст появления подобных текстов, в частности изменение отношения к спиритическим сеансам. Псевдомагические сюжеты и их источники проанализированы на примере текстов М.А. Булгакова, Н.В. Вавулина, А.С. Грина, Н.С. Гумилева, С.С. Заяицкого, Г.В. Иванова, А.А. Измайлова, Л.М. Леонова, М.К. Первухина и др. Средствами снижения магического нарратива являются авторская ирония, гротеск или двойная мотивировка сюжета, а также описание нетрадиционных образов демонических героев. Реалистическая интерпретация традиционного сюжета об «оживающей» кукле показана на примере рассказа Б.М. Юльского «Бородатый валет».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

  1. Бахрах А.В. «Европеец» с Арбата // Бахрах А.В. По памяти, по запи­сям. Литературные портреты. Париж: La presse libre, 1980. С. 38–41.
  2. Васильев С.Ф. Поэтика «реального» и «фантастического» в русской романтической прозе // Проблемы исторической поэтики. 1990. № 1. С. 73–81.
  3. Михаленко Н.В. Женские образы в мистических повестях А.В. Чая­нова // Литературные события и феномены XX–XXI веков: год 2016. Материалы заочной интерактивной конф. (г. Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 4–7 июля 2016 г.). СПб.; Воронеж: О.Ю. Алейников, 2017. Кн. II. С. 54–62.
  4. Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России: Исследования и материалы. М.: Аграф, 2000. 343 с.
  5. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интел­лектуальной книги, 1999. 144 с.
  6. Чудакова М.О. Жизнеописание Булгакова / вступ. ст. Ф. Искандера. 2-е изд., доп. М.: Книга, 1988. 672 с.

Источники

  1. Грин А.С. Собр. соч.: в 3 т. М.: Престиж Бук, 2018. Т. 3: Фанданго: Рас­сказы / сост. А. Степанов. 414 с.
  2. Гумилев Н.С. Сочинения: в 3 т. / сост., подгот. текста, примеч. Р.Л. Щербаковой. М.: Худож. лит., 1991. Т. 2. 478 с.
  3. Заяицкий С.С. Судьбе загадка: Повести и рассказы / вступ. ст. В. Пье­цуха. М.: Московский рабочий, 1991. 384 с.
  4. Иванов Г. Китайские тени: Мемуарная проза / сост., предисл., ком­мент. С.Р. Федякина. М.: АСТ, 2013. 788 с.
  5. Кузмин М. Избранные произведения / сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А. Лаврова, Р. Тименчика. Л.: Худож. лит., 1990. 576 с.
  6. Минцлов С.Р. Чернокнижник (Таинственное). Рига: Изд-е М. Дидков­ского, 1928. 196 с.
  7. Муратов П.П. Магические рассказы. Париж: Возрождение, 1928. 172 с.
  8. Набоков В.В. Полн. собр. рассказов / сост. А. Бабикова, предисл. Д. Набокова (пер. Е. Петровой под ред. А. Бабиковой). СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. С. 242–254.
  9. Петровская Н.И. Разбитое зеркало: Проза. Мемуары. Критика / сост. М.В. Михайловой, вступ. ст. М.В. Михайловой и О. Велавичюте, коммент. М.В. Михайловой и О. Велавичюте, при уч. Е.А. Глуховской. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2014. 960 с.
  10. Чаянов А.В. Венецианское зеркало: Повести / вступ. ст. и примеч. В.Б. Муравьева. М.: Современник, 1989. 236 с.
  11. Чудеса спиритизма. Полное руководство для домашних спиритиче­ских сеансов. М.: Книгоиздательство Земскаго, 1908. 127 с.