PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-188-202
EDN:

https://elibrary.ru/YVYHZP

Автор: Беларев А.Н.
Информация об авторе: Александр Николаевич Беларев — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3369-7089 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Беларев А.Н. Великий свет в стеклянном дворце. Архитектурное визионерство Пауля Шеербарта // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 188–202. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-188-202
Ключевые слова: Пауль Шеербарт, архитектура, космос, фантастика, стеклянный дворец, храм, утопия, граница, стеклянная архитектура.

Аннотация:

Статья посвящена проблематике визионерской архитектуры в текстах немецкого фантаста Пауля Шеербарта (1863–1915). Архитектура была для Шеербарта идеальным искусством, а архитектор — совершенным правителем. Писатель считал, что именно характер архитектуры определяет особенности культуры и формирует человека будущего. Для Шеербарта характерен космоцентризм, стремление растворить границы, отделяющие разумных существ, обитающих на Земле и других планетах, от величия космической жизни. Фантастическая архитектура у Шеербарта может выполнять несколько функций. Она должна пробуждать в человеке чувство преклонения перед величием космоса, восстанавливать целостность распавшегося мироздания, иллюстрировать мистическую или космологическую доктрину, духовно совершенствовать человека, так чтобы он смог понимать язык одушевленного космоса. Космос и архитектуру в текстах Шеербарта объединяют три особенности: бесконечная перспектива (“Unendlichkeitsperspektive”), многогранность (“Vielseitigkeit”) и принцип метаморфозы (“Umwandlungsprinzip”). Идеальная архитектура Шеербарта обладает максимальным изобилием форм, вариативностью, мобильностью и атектоничностью. Основная идея, заложенная Шеербартом в проект идеальной архитектуры будущего, — это идея безграничности и преодоления границ между Землей и Космосом, материальным и духовным, искусственным и природным. Шеербарт считал, что не человек создает архитектуру, а архитектура создает нового человека. Идеальным воплощением этой идеи для него была прозрачная архитектура из стекла.