PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-203-233
EDN:

https://elibrary.ru/XOXWIB

Автор: Николаев Д.Д.
Информация об авторе: Дмитрий Дмитриевич Николаев — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8449-4682 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Николаев Д.Д. Прошлое, настоящее и будущее в фантастике русского зарубежья 1920-х гг. // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 203–233. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-203-233
Ключевые слова: литература русского зарубежья, П.Н. Краснов, И.С. Лукаш, М.А. Булгаков, А.М. Ренников, М.К. Первухин, модели фантастического, фантастическое время, комическое, сатира, альтернативная история, достоверность, общественно-нравственный конфликт.

Аннотация:

В статье рассматривается фантастическая составляющая в изображении прошлого, настоящего и будущего в литературе русского зарубежья 1920-х гг. Время, в котором ведется фантастическое повествование, отражает временные связи внутри художественного текста, а не вне его, и является художественным отражением реального настоящего. В фантастических моделях выделяются те, где фантастическое не преобладает над историческим, и те, где представлена альтернативная история, которая сближается с fantasy в исходной посылке всемогущества авторской фантазии. Показано, что действие большинства фантастических произведений, созданных писателями русского зарубежья в 1920-е гг., разворачивается в России — полностью или частично. Это может быть Россия прошлого («Пугачев-победитель» М.К. Первухина), Россия будущего («За чертополохом» П.Н. Краснова, «Диктатор мира» А.М. Ренникова) или Россия настоящего («Перст Божий» П.П. Тутковского, «Похитители огня» В.Я. Ирецкого). Но в любом случае в таких произведениях мы, как правило, имеем дело не со «столкновением эпох», а с проекцией современного общественно-политического, идеологического и духовно-нравственного конфликта, и приведшего к появлению литературы русского зарубежья как таковой.