Аннотация:
Статья посвящена особенностям использования фантастики в малой прозе Замятина. Фантастическое здесь чаще всего является маской для политического. В цикле «Сказки про Фиту» Замятин в гротескной форме изображает действия большевиков, трактуя их как деспотические и ретроградные. Последнее не вполне соответствовало действительности при Ленине, но замятинская интерпретация происходящего отразила социально-психологические тенденции, которые проявились в сталинскую эпоху. В «Рассказе о самом главном» земной локус находится на перекрестье множества, казалось бы, несовместимых, но при этом живых и трагически глубоких миров, охваченных мультиперсональным «эго» диегетического нарратора. Эти миры пронизаны болью и отчаянием, однако, по Замятину, перед нами проявления живого начала, наполненного энергиями революции. Этому противостоит психологически негибкий мир твердокаменного коммуниста Дорды, который подавляет свободу, как ему кажется, во имя революции, утверждая таким образом деструктивное, энтропийное начало. Другой сюжет рассказа открыто фантастичен. Последние погибающие люди на далекой Звезде направляют ее на Землю, чтобы через катастрофическое столкновение зачать новую жизнь, исправляя неудавшуюся, по мнению писателя, революцию ее «вторым пришествием» в виде мощнейшего энергийного взрыва, творящего все живое заново. Энергийный взрыв, по Замятину, — это необходимый удар слева по квази-левому большевистскому режиму, подавляющему свободу и теряющему живой облик.