PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-270-281
EDN:

https://elibrary.ru/QKYBSG

Автор: Сергеева В.С.
Информация об авторе: Валентина Сергеевна Сергеева — кандидат филологических наук, cтарший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4693-7723 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Для цитирования: Сергеева В.С. Педагогика волшебной сказки: история и легенда в сборниках Р. Киплинга «Пак с холма Пука» и «Награды и феи» // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 270–281. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-270-281
Ключевые слова: детская литература, история, фэнтези, миф, повествование, genius loci.

Аннотация:

Сборники рассказов Р. Киплинга «Пак с холма Пука» и «Награды и феи» иногда называют «историческим фэнтези»; это серия коротких повествований, действие которых происходит в разные периоды английской истории. Волшебное существо — Пак, обитатель Холмов — знакомит двух детей, Дана и Юну, которые проводят лето в Сассексе, с историей их «малой родины», а также с некоторыми важными историческими личностями и событиями, которые сыграли ключевую роль в формировании английской нации как таковой (христианизация Британии, нормандское завоевание, Великая хартия Вольностей, географические открытия и т.д.). Элементы волшебного включены в рассказы о реальном прошлом; существование в Англии волшебных мест и магических существ кажется почти несомненным, поскольку магия предстает перед нами как нечто реально и активно действующее даже в начале ХХ в. Иными словами, чтобы в самом деле постичь прошлое и настоящее страны — буквально, чтобы быть англичанином — необходимо знать и принимать как реальную, фактическую историю Англии, так и мифологическую. Все, что окружает детей, принимает участие в повествовании и имеет для героев глубокое личное значение. Дан и Юна символически вступают во владение землей, и отныне их подлинным наследием становится наследие историческое и культурное.