PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-270-281
EDN:

https://elibrary.ru/QKYBSG

Автор: Сергеева В.С.
Информация об авторе: Валентина Сергеевна Сергеева — кандидат филологических наук, cтарший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4693-7723 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Тип публикации: Научная статья
Для цитирования: Сергеева В.С. Педагогика волшебной сказки: история и легенда в сборниках Р. Киплинга «Пак с холма Пука» и «Награды и феи» // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 270–281. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-270-281
Ключевые слова: детская литература, история, фэнтези, миф, повествование, genius loci.

Аннотация:

Сборники рассказов Р. Киплинга «Пак с холма Пука» и «Награды и феи» иногда называют «историческим фэнтези»; это серия коротких повествований, действие которых происходит в разные периоды английской истории. Волшебное существо — Пак, обитатель Холмов — знакомит двух детей, Дана и Юну, которые проводят лето в Сассексе, с историей их «малой родины», а также с некоторыми важными историческими личностями и событиями, которые сыграли ключевую роль в формировании английской нации как таковой (христианизация Британии, нормандское завоевание, Великая хартия Вольностей, географические открытия и т.д.). Элементы волшебного включены в рассказы о реальном прошлом; существование в Англии волшебных мест и магических существ кажется почти несомненным, поскольку магия предстает перед нами как нечто реально и активно действующее даже в начале ХХ в. Иными словами, чтобы в самом деле постичь прошлое и настоящее страны — буквально, чтобы быть англичанином — необходимо знать и принимать как реальную, фактическую историю Англии, так и мифологическую. Все, что окружает детей, принимает участие в повествовании и имеет для героев глубокое личное значение. Дан и Юна символически вступают во владение землей, и отныне их подлинным наследием становится наследие историческое и культурное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

  1. Freeman E.A. The History of the Norman Conquest of England: Its Causes and Results. Oxford: Clarendon Press, 1867–1879. Vol. 5: The Effects of the Norman Conquest. URL: https://books.google.ru/books/about/The_His­tory_of_the_Norman_Conquest_of_En.html?id=72ANAAAAIAAJ&redir_ esc=y (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Mackenzie D. Archeological Imagination. URL: https://www.kipling­society.co.uk/readers-guide/rg_puck_intro.htm (дата обращения: 24.11.2023).
  3. Moshenska G. Digging up Pook’s Hill: Archaeological Imaginaries in Kipling’s Puck Stories // Landscapes. № 13 (1). P. 16–31. https:// doi.org/10.1179/lan.2012.13.1.002
  4. Moshenska G., Daykin D., Guo Ya., Schmidt Ju., Unwin E., Wehr Je. Reading Kipling’s “The Land” Through a Lens of Archaeology, Landscape, and Eng­lish Nationalism // Public Archaeology. № 20 (5). P. 1–12. https:// doi.org/10.1080/14655187.2020.2058764
  5. Scott D. Rudyard Kipling // Kipling: The Critical Heritage / R.L. Green. London: Routledge and K. Paul, 1971. P. 308–317.

Источники

  1. Kipling R. Puck of Pook’s Hill. URL: https://www.gutenberg.org/ files/557/557-h/557-h.htm (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Kipling R. Rewards and Fairies. URL: https://www.gutenberg.org/ files/556/556-h/556-h.htm#link2H_4_0040 (дата обращения: 24.11.2023).