PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-282-294
EDN:

https://elibrary.ru/QMTWQW

Автор: Рябова М.В.
Информация об авторе: Мария Викторовна Рябова — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Сибирская, д. 24, 614990 г. Пермь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1587-7812 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Рябова М.В. «Фантастические рассказы» Виктора Мозалевского // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 282–294. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-282-294
Ключевые слова: В.И. Мозалевский, «Фантастические рассказы», фанта- стическое, рассказ о необычайном, сказка, романтическая традиция.

Аннотация:

Виктор Иванович Мозалевский (1889–1970) относится к числу неоправданно забытых писателей первой трети ХХ в. В статье рассматривается первый прозаический сборник Мозалевского «Фантастические рассказы» (1913), исследуется его фантастическая составляющая. Основное внимание уделяется анализу трех рассказов («Вивея», «Игрушка», «Эолина и Макарей»), другие новеллы упоминаются в связи с конкретными теоретическими построениями. На материале выбранных рассказов интерпретируется механизм соединения чудесного и обыденного в повествовательной ткани. Отмечается, что Мозалевский использует возможности повествования об удивительном и необычайном, повествования сказочного типа, объединяет в рамках одного текста разные по своей природе фантастические повествования. Заставляя героя балансировать на границе между реальным и ирреальным мирами, а порой нарушать ее, автор акцентирует значимость мира ирреального. Подчеркивается, что «корни» представлений Мозалевского следует искать в художественных принципах романтизма. Анализ сборника в выбранном ключе позволяет прокомментировать его структурное единство, уточнить и углубить имеющиеся научные знания о феномене фантастического в литературе рубежа веков.