PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-295-313
EDN:

https://elibrary.ru/QNELDJ

Автор: Соостер М.Т.
Информация об авторе: Маргарита Теннопентовна Соостер — аспирант, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, Волоколамское шоссе, д. 9, 125080 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0009-0000-4988-620X E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для цитирования: Соостер М.Т. Иллюстрации Александра Добрицына к фантастическим произведениям русских и советских писателей XIX — начала ХХ в. // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 295–313. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-295-313
Ключевые слова: научная фантастика, русская и советская фантастика, московский андеграунд, графический дизайн, иллюстрация, книжная графика, Александр Добрицын, «Наука и человечество», «Знание — сила».

Аннотация:

Творческий почерк художника А. Добрицына (р. 1929) сформировался в противоречивые годы «оттепели». В начале 1960-х гг. А. Добрицын оказался в среде художников московского андеграунда: оформлял альманах «Наука и человечество» и журнал «Знание — сила» совместно с Ю. Соболевым, Ю. Соостером, Э. Неизвестным, В. Янкилевским, И. Кабаковым, В. Пивоваровым, М. Гробманом и др. Использование художниками символико-философских и метафорических образов в оформлении научно-популярных и научно-фантастических изданий стало одной из отличительных особенностей этой художественной среды. В конце 1980-х гг. художник проиллюстрировал сборник русских писателей-фантастов XIX — начала ХХ в. «У светлого яра Вселенной». В сборник вошли произведения Василия Лёвшина, Владимира Одоевского, Николая Морозова, Александра Богданова, Константина Циолковского, Валерия Брюсова, Алексея Толстого, Александра Беляева и Ивана Ефремова. Работая в качестве иллюстратора, А. Добрицын вновь обратился к символико-философским образам. С их помощью художник раскрыл философскую линию романов, повестей и рассказов сборника. Философские идеи и вопросы о месте человека во вселенной, всеединстве человека и космоса, футуристические прогнозы и т. д. — это те темы, что лежат в основе лучших научно-фантастических произведений. Они захватили внимание художника-философа больше, чем научные аспекты.