PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-51-59
EDN:

https://elibrary.ru/UPJLZC 

Автор: Гумерова А.Л.
Информация об авторе: Анна Леонидовна Гумерова — кандидат филологических наук, cтарший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9795-0974 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Гумерова А.Л. От ясновидения к литературе фэнтези: память как способ познания прошлого в ранних произведениях Дж.Р.Р. Толкина и К.С. Льюиса // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 51–59. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-51-59 
Ключевые слова: Толкин, Льюис, Нуменор, Атлантида, память, ясновидение, сон.

Аннотация:

В монографии «Введение в фантастическую литературу» Цветан Тодоров располагает фантастическое на линии от чудесного к необычному: по мнению Тодорова, фантастическое в чистом виде размещается на границе, «отделяющей фантастическое-необычное от фантастического-чудесного» и «полностью соответствует природе фантастического как границе между двумя соседними жанрами». Граница между фантастическим и чудесным — одна из основных проблем в изучении фантастической литературы. По предположению Кристофера Толкина, в 1936 г. эта тема активно обсуждалась с К.С. Льюисом, и, очевидно, приблизительно в это время Толкин работал над рукописью «Утраченного пути». В более позднем письме Толкин писал о «комплексе Атлантиды»: «повторяющийся ночной кошмар <…> о Великой Волне, что, вздымаясь до неба, неотвратимо надвигается и погребает под собою деревья и зеленые поля. <…> Кажется, этот сон перестал мне сниться с тех пор, как я написал “Низвержение Нуменора” как последнюю из легенд Первой и Второй эпох». К.С. Льюис в недописанном произведении «Темная башня» 1938 г. называет память способом путешествовать в прошлое. И ясновидение, и память названы реальным способом познавать прошлое в предисловии А. Синетта к «Истории Атлантиды» У. Скотта-Эллиота, которая не относится к фантастическим произведениям по авторскому замыслу. То, что относится к сверхъестественному в соответствующей литературе, становится фантастическим приемом в ранних произведениях Толкина и Льюиса.