JATS XML:

XML

BibTEX:

BIB

Research Information Systems Citation Format:

RIS

PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-79-89
EDN:

https://elibrary.ru/UUAHTU

Автор: Липинская А.А.
Информация об авторе: Анастасия Андреевна Липинская — кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, наб. канала Грибоедова, д. 30–32, 191023 г. Санкт- Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3366-4335 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Тип публикации: Научная статья
Для цитирования: Липинская А.А. О природе и границах фантастического в готической новелле // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 79–89. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-79-89 
Ключевые слова: готическая новелла, жанр, рассказчик, фантастическое, сверхъестественное.

Аннотация:

Готическая новелла (ghost story) в ее классическом виде — порождение специфической эпохи (вторая половина XIX столетия), когда широко распространились разного рода оккультные практики, издавались сборники якобы подлинных историй о привидениях и даже на вполне рациональном уровне бурно развивались антропология и этнография, то есть читатель был погружен в среду, наполненную соответствующими реалиями либо допускающую их существование. В данном жанре фантастическое воспринимается как инородное изображенному миру, как прорыв границы между пластами реальности — привычным и непознанным, причем оно довольно тесно сплетено с категорией страшного: непривычное пугает и является источником потенциальной опасности. Но акцент часто делается не на самом фантастическом явлении или происшествии, а на субъективном переживании изумления и ужаса, которое предлагается разделить читателю. Герой при этом зачастую — человек рационалистического мировоззрения, ученый либо военный, совершенно не готовый со встречей с миром зловещих чудес, а повествование снабжено повествовательной рамкой, позволяющей придать описываемым событиям двусмысленный статус. В силу авторефлексивности жанра здесь открывается большой простор для игры, юмора и иронии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

  1. Briefel A. “Freaks of Furniture”: The Useless Energy of Haunted Things // Victorian Studies. Vol. 59, № 2. P. 209–234.
  2. Grimes H. The Late Victorian Gothic: Mental Science, the Uncanny, and Scenes of Writing. Burlington: Routledge, 2011. 188 p.
  3. Horner A., Zlosnik S. Gothic and the Comic Turn. New York: Macmillan, 2005. 204 p.
  4. Killeen J. The Emergence of Irish Gothic Fiction. History, Origins, Theories. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. 240 p.
  5. McCorristine Sh. Spectres of the Self. Thinking about Ghosts and Ghost- Seeing in England, 1750–1920. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 275 p.
  6. Strange Science. Investigating the Limits of Knowledge in the Victorian Age / ed. by L. Karpenko, Sh. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2017. 293 p.
  7. Willis M. Mesmerists, Monsters, and Machines. Science Fiction and the Cultures of Science in the Nineteenth Century. Kent: The Kent State University Press, 2006. 272 p.

Источники

  1. Benson E.F. The Collected Ghost Stories. New York: Carroll & Craf Publ., 1999. 624 p.
  2. Classic Victorian & Edwardian Ghost Stories / comp. by R. Collings. Lon­don: Wordsworth Editions, 2008. 289 p.
  3. Crowe C. The Night Side of Nature, or Ghosts and Ghost-Seers. London: Routledge & Sons; New York: E.P. Dutton & Co., 1904. 503 p.
  4. DiBiasio B. The British and Irish Ghost Story and Tale of the Supernatural: 1880–1945 // A Companion to the British and Irish Short Story. Oxford: Blackwell Publ., 2008. P. 81–95.
  5. James M.R. Ghost Stories. London: Penguin Books, 1994. 362 p.