JATS XML:

XML

BibTEX:

BIB

Research Information Systems Citation Format:

RIS

PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-234-255
EDN:

https://elibrary.ru/ZMDAUH

Автор: Новохатский Д.В.
Информация об авторе: Дмитрий Владимирович Новохатский — кандидат филологических наук, доцент. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6309-5428 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тип публикации: Научная статья
Для цитирования: Новохатский Д.В. Альтернативная история в русской литературе и англо-американская фантастика: 1950–1970-е гг. // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2024. Вып. 4. С. 234–255. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2024-4-234-255
Ключевые слова: фантастика, литературная альтернативная история, хронокоррекция, путешествие во времени, история литературы.

Аннотация:

Альтернативная история в русской литературе после успешных экспериментов 1920-х гг. («БЕСЦЕРЕМОННЫЙ РОМАН») исчезает до периода Оттепели. В США в 1939 г. выходит в свет роман «Да не опустится тьма!», ставший классикой хронокоррекции, а в 1950–1960-х гг. формируется целый ряд моделей литературной альтернативной истории. За исключением антиальтернативной истории, не имеющей аналогов в англо-американской альтернативистике (роман Л. Лагина «Голубой человек»), русская литература активно использует эти модели в произведениях 1960–1970-х гг.: «эффект бабочки» («И грянул гром» Р. Брэдбери) реализуется в повести С. Гансовского «Винсент Ван Гог», идея превращения альтернативного мира в реальный («И будет праздник» У. Мура) лежит в основе рассказа «Демон истории»; как и в повести «Се человек» М. Муркока, темпоральная фантастика (путешествие во времени без целей изменения истории) в «Петле гистерезиса» И. Варшавского превращается в хронокоррекцию. Мотив хронопреступления, популярный у американских авторов («Патруль времени» П. Андерсона), в советской фантастике распадается на хроноархеологию (спасение артефактов из прошлого) и хроноконтрабанду (несанкционированный перенос предметов из прошлого в будущее). Возвращение русской литературы к традициям классической хронокоррекции (успешное запланированное изменение прошлого) происходит лишь в середине 1970-х гг. в детско-юношеском цикле Кира Булычева «Приключения Алисы».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

  1. Гуларян А.Б. Эволюция жанра альтернативной истории в российской фантастике // Пятые Лемовские чтения: сб. материалов Междуна­род. науч. конф. памяти Станислава Лема / отв. ред. А.Ю. Нестеров. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2020. С. 198–211.
  2. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.: Худож. лит., 1974. 352 с.
  3. Ковалев В.А. Наше непредсказуемое прошлое: попасть в альтернати­ву // Россия и современный мир. 2014. № 1 (82). С. 141–161.
  4. Козлов И.В. Полижанровая природа советской научной фантастики 1920-х годов // Дергачевские чтения–2008. Русская литература: на­циональное развитие и региональные особенности. Проблема жан­ровых номинаций: материалы IX Международ. науч. конф., Екате­ринбург, 9–11 октября 2008 г.: в 2 т. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. Т. 2. С. 143–150.
  5. Лобин А.М. К вопросу об эволюции авторских концепций истории в научной фантастике XX–XXI веков // Филологические науки. Вопро­сы теории и практики. 2016. № 1, ч. 2. С. 28–30.
  6. Лобин А.М. Повествовательное пространство и магистральный сю­жет современного историко-фантастического романа. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 132 с.
  7. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонауч­ный и социосинергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 87–91.
  8. Невский Б. Носик Клеопатры: Альтернативно-историческая фан­тастика. URL: http://alternativa.lib.ru/ah/subject/ai_science/ index20223card22143.htm (дата обращения: 07.12.2023).
  9. Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастиче­ский роман. М.: Мануфактура, 2003. 136 с.
  10. Романцова Н.В. Пространственно-временная организация художе­ственного мира в новелле Р.Д. Брэдбери «И грянул гром» // Приволж­ский научный вестник. 2013. № 12 (28), ч. 1. С. 112–113.
  11. Carver B. Alternate Histories and Nineteenth-Century Literature: Untime­ly Meditations in Britain, France, and America. London: Palgrave Macmil­lan, 2017. xviii, 292 p
  12. Galina M. Ressentiment and Post-traumatic Syndroms in Russian Fic­tion // The Post-Soviet Politics of Utopia: Language, Fiction and Fantasy in Modern Russia / ed. by M. Suslov, P.-A. Bodin. London: I.B. Taurus, 2020. P. 39–60.
  13. Hellekson K. Poul Anderson’s Time Patrol as Anti-Alternate History // Ex­trapolation. 1996. Vol. 37, № 3. P. 234–244.
  14. Koshino G. Alternative Russian Revolution: Viacheslav Rybakov and Kir Bulychev // The Post-Soviet Politics of Utopia: Language, Fiction and Fan­tasy in Modern Russia / ed. by M. Suslov, P.-A. Bodin. London: I.B. Taurus, 2020. P. 23–38.
  15. Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction: On the Poetics and History of a Literary Genre. New Haven; London: Yale University Press, 1979. 336 p.
  16. Wesseling E. Writing History as a Prophet. Postmodern Innovations of the Historical Novel. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publ., 1991. 228 p.

Источники

  1. Булычев Кир. День рождения Алисы // Булычев Кир. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Хронос, 1993–1999. Т. 3: День рождения Алисы. С. 121–236.
  2. Гансовский С.Ф. Винсент Ван Гог // Гансовский С.Ф. Идет человек. М.: Молодая гвардия, 1971. С. 122–212.
  3. Гансовский С. Демон истории // Фантастика, 1967. М.: Молодая гвар­дия, 1968. Вып. 1. С. 159–178.