Аннотация:
В статье рассматривается неизвестный эпизод творческой биографии К.И. Чуковского, связанный с первым этапом его столичной карьеры на поприще газетной критики, до сих пор не нашедшим отражения в научной литературе. Анализируются причины, по которым Чуковский-ме- муарист пропустил этот эпизод в позднем автобиографическом эссе «Сигнал». На основании сопоставления воспоминаний, дневниковых записей и писем, а также новонайденных архивных материалов реконструируются события весны 1905 г., когда молодой одесский газетчик предпринял попытку войти в мир петербургской массовой журналистики. Впервые показано, что основным наставником Чуковского в этот период был полузабытый сегодня критик и историк литературы марксистской ориентации Е.А. Соловьев (Андреевич) (1866–1905). Анализ писем Соловьева к Чуковскому, а также статей Чуковского о Соловьеве (в том числе некролога) дает возможность определить характер их взаимоотношений; выяснить роль старшего журналиста в карьере начинающего критика. Особое внимание уделяется новонайденному открытому письму вдовы Соловьева в журнал «Театральная Россия», в котором предпринята попытка подорвать литературную репутацию Чуковского и поставить под сомнение достоверность его воспоминаний о покойном Соловьеве. В результате выявляются четыре возможные причины неупоминания эпизода весны 1905 г. в поздних мемуарах писателя.