Аннотация:
В статье рассматриваются особенности хронотопа как одного из определяющих признаков антиутопии в повести Э.М. Форстера «Машина останавливается». Исследование включает два этапа: во-первых, представлен краткий обзор ключевых точек зрения по вопросу взаимосвязи жанра антиутопии с научной фантастикой. Во-вторых, рассматривается пространственно-временная организации повести «Машина останавливается», частично в сопоставлении с романом Г. Уэллса «Машина времени». Как и у Уэллса, два мира в повести Форстера полярно противоположны. На символическом уровне путь главного героя повести ассоциируется с рождением нового человека. В финале повести происходит смещение, восстанавливающее привычное мироустройство и способствующее обретению героями истины. Структура сюжета намекает на развитие цивилизации от Средневековья — периода «темных веков» до Ренессанса. В результате анализа выявлено, что в повестиантиутопии «Машина останавливается» мир будущего включает два топоса, противопоставленных друг другу: под землей — город Машины и на поверхности — мир живой природы. В динамике взаимодействия героя и пространства раскрывается идея Э.М. Форстера о закате эры машин, обретении человеком собственного «я» и возрождении ценности человеческого общения.