PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-95-120
EDN:

https://elibrary.ru/JUEIYA

Автор: Федоров М.Л.
Информация об авторе: Максим Львович Федоров — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6540-1767 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Федоров М.Л. Неизвестные драматические произведения Демьяна Бедного 1930-х гг.: «От Степана Разина до наших дней» и «Волга, Волга, мать родная — мать советская река» / вступ. ст., подгот. текста, коммент. М.Л. Федорова // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2023. Вып. 3. С. 95–120. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-95-120 
Ключевые слова: Демьян Бедный, театр, публикация, архив, пьеса, советская литература, советский театр, фольклор, Степан Разин.

Аннотация:

Драматические произведения Демьяна Бедного никогда прежде не становились объектом научного исследования. Они не публиковались и дошли до нас в рукописях. Задача настоящей статьи и публикации — ввести в научный оборот два неизвестных драматических сочинения Демьяна Бедного, посвященных народным преданиям о Степане Разине и крестьянской освободительной войне под его предводительством. Обращение к народным легендам и фольклорным источникам — один из главных драматургических принципов поэта. По-видимому, эти пьесы автором были предназначены для цирковых представлений, и они отражают многолетнюю работу Демьяна Бедного по созданию особого феномена советской сцены — театра агитационного и сатирического. В 1920-е гг. Демьян Бедный участвует в создании передвижных театров Теревсат (Театр революционной сатиры). При его помощи создаются сатирические театры: «Коробочка», «Синяя блуза», Московский театр Сатиры, Театр эстрады и миниатюр и др. В 1920–1930-е гг. поэт активно сотрудничает с лучшими режиссерами страны (с Ф. Кавериным, А. Таировым и др.) и участвует в формировании репертуара Московского и Ленинградского мюзик-холлов. Публикуемые пьесы отложились в Отделе ру- кописей (ОР) ИМЛИ РАН и в РГАЛИ и относятся к позднему периоду жизни поэта — к концу 1930-х гг.