Аннотация:
В статье представлена история поэтапного становления профессиональных организаций драматургов в России XIX–XX вв.; рассматривается динамика соотношения творческих поисков драматургов, финансово-юридических условий их существования, а также возникновение идеологического вектора внутри профессиональных объединений, начиная с дореволюционного этапа и вплоть до образования Всеросскомдрама. Потребность в отстаивании авторских прав привела драматургов к созданию профессионального сообщества, в котором постепенно формируются два центра — МОДПиК в Москве и Драмсоюз в Петербурге. В послереволюционный период обе организации становятся не только площадками для реализации советского закона об авторских правах, но и местом для обсуждения творческих целей и задач советской драматургии, а также для идеологической борьбы за первенство. В статье раскрывается конфликт «двух столиц», отражающий дух литературных объединений эпохи нэпа. Исследование основано на архивных материалах отдела рукописей ИМЛИ РАН, РГАЛИ и др.