Аннотация:
Воспоминания сотрудников издательства «Academia» го- ворят о том, что деятельность издательства вдохновлялась бескорыстной любовью (illusio) «авторов» в широком смысле (редакторов, переводчиков, комментаторов, редакторов) к искусству и литературе. Архивные документы показывают, что это не так. Очень амбициозная редакционная политика, которую демонстрирует «Academia», во многом декларативна. На самом деле выбор издаваемых книг также и прежде всего связан с конкуренцией за ав- торские права (lusio). Это соревнование было достаточно открытым: авторы, которым удается получать наиболее регулярный и значительный доход от сотрудничества с «Academia», не обязательно являются наиболее влиятельными в политическом отношении. Компетентность, социальная гибкость и упорство позволяют опытным профессионалам ориентировать издательские программы в направлении, благоприятном для их личных интересов. Именно конкуренция между авторами, их подчас давняя близость и тактический характер их поведения позволяют понять порой парадоксальные решения редакции. Но гонка за авторскими гонорарами — это не война всех против всех. Мы видим, что в «Academia» действуют неформальные правила, молчаливо принимаемые всеми сотрудниками (collusio). Эти правила, выгодные для всех, обеспечивают выживание «Academia» в течение нескольких лет в чуждой и враждебной среде строительства социализма.
Исследование выполнено при поддержке совместного исследовательского проекта FICUSOV 1917–1941 («Финансирование советской культуры») — CNRS–UMR Eur’ORBEM.