PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-425-491
EDN:

https://elibrary.ru/LMNLLU

Автор: Серж Роле
Информация об авторе: Серж Роле — доктор филологических наук, почетный профессор кафедры русской литературы, Университет Лилля, сотрудник Института Eur’ORBEM (CNRS UMR 8224), ул. Поля Дюэ, д. 42, 59000 г. Лилль, Франция. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Роле С. Издательство «Academia» в начале 1930-х гг.: гонка за гонорарами // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2023. Вып. 3. С. 425–491. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-425-491 
Ключевые слова: издательство «Academia», конкуренция, авторские права, гонорары, автономность, неформальное регулирование, Беранже, Валлес.

Аннотация:

Воспоминания сотрудников издательства «Academia» го- ворят о том, что деятельность издательства вдохновлялась бескорыстной любовью (illusio) «авторов» в широком смысле (редакторов, переводчиков, комментаторов, редакторов) к искусству и литературе. Архивные документы показывают, что это не так. Очень амбициозная редакционная политика, которую демонстрирует «Academia», во многом декларативна. На самом деле выбор издаваемых книг также и прежде всего связан с конкуренцией за ав- торские права (lusio). Это соревнование было достаточно открытым: авторы, которым удается получать наиболее регулярный и значительный доход от сотрудничества с «Academia», не обязательно являются наиболее влиятельными в политическом отношении. Компетентность, социальная гибкость и упорство позволяют опытным профессионалам ориентировать издательские программы в направлении, благоприятном для их личных интересов. Именно конкуренция между авторами, их подчас давняя близость и тактический характер их поведения позволяют понять порой парадоксальные решения редакции. Но гонка за авторскими гонорарами — это не война всех против всех. Мы видим, что в «Academia» действуют неформальные правила, молчаливо принимаемые всеми сотрудниками (collusio). Эти правила, выгодные для всех, обеспечивают выживание «Academia» в течение нескольких лет в чуждой и враждебной среде строительства социализма.

 

Исследование выполнено при поддержке совместного исследовательского проекта FICUSOV 1917–1941 («Финансирование советской культуры») — CNRS–UMR Eur’ORBEM.