Аннотация:
В СССР 1920–1930-х годов демократизация детской книги основывалась на трех явлениях: буме книжек с картинками наряду с экстенсивным и интенсивным ростом книгоиздания. В первой части этой статьи прослеживается эволюция этих явлений в экономической сфере и подробно рассматривается их связь с редакционной политикой, чтобы раскрыть, как усилия по демократизации были переплетены с определением советской детской книги. Вторая часть этого исследования показывает, как контексты, связанные с популяризацией детских книг, определяли условия работы иллюстраторов и методы вознаграждения. В ней рассматриваются критерии, на которых основывалось вознаграждение художников-графиков, и то, как предлагаемые суммы отражали их признание. В заключение данная статья дополняет исследование, посвященное статусу художника в СССР, показывая, как развивалось признание художника-графика и как сложившаяся в 1930-е гг. система закладывала основы иллюстративной деятельности 1960-х, когда художники видели в ней финансовое убежище.
Исследование выполнено при поддержке совместного исследовательского проекта FICUSOV 1917–1941 («Финансирование советской культуры») — CNRS–UMR Eur’ORBEM. Проект закончен в 2021 г.