PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-15-94
EDN:

https://elibrary.ru/JRFWX

Автор: Московская Д.С.
Информация об авторе: Дарья Сергеевна Московская — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заведующий Отделом рукописей, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8089-9604 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Московская Д.С. Доклад А. Белого о культуре краеведческого очерка // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2023. Вып. 3. С. 15–94. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-15-94 
Ключевые слова: Андрей Белый, публикация, архив, стенограмма, краеведческий метод, национальные литературы, советская литература, дискуссия, пролетарская критика, попутчики, производственный очерк, реализм, творческий метод.

Аннотация:

Стенограмма доклада Андрея Белого «Культура краеведческого очерка» на краеведческой секции Оргкомитета союза советских писателей в 1932 г. публикуется впервые и является первой редакцией статьи с тем же названием, обнародованной в 1933 г. Вместе с докладом представлена стенограмма его обсуждения, которое позволило докладчику развить некоторые положения своего выступления. Круг проблем, поднятых Белым, уходит в историю краеведческого движения 1920-х гг. Основные положения доклада связаны со специфическим интуитивным методом познания, который использовался в локальных местнографических исследованиях и имел общие черты с художественным методом писателя-реалиста. Развивая философию субъективного познания Дильтея, интуитивизма Бергсона, Белый сталкивал «схему выводов», «сводку правил» как черту вырождающейся цивилизации с единичным и неповторимым как свойством развитой культуры. Введя в название своего доклада не «производственный», а «краеведческий» очерк, Белый напомнил слушателям недавнюю дискуссию о культуре марксистского очерка, развернувшую на страницах журнала пролетарской критики «На литературном посту». Прозвучавший в момент идеологической и политической передышки, доклад Белого стал последней попыткой институционально утвердить право на существование краеведческой методологии и предчувствием новых тенденций в советском литературоведении первой половины 1930-х гг.