PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-360-375
EDN:

https://elibrary.ru/MBDBCS

Автор: Отан-Матье М.-К.
Информация об авторе: Мари-Кристин Отан-Матье — доктор театроведения, ведущий научный сотрудник, CNRS, Eur’ORBEM (CNRS–Sorbonne Université), ул. Мишле, д. 9, 75006 Париж, Франция. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2189-7406 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Отан-Матье М.-К. «Вестник театра», боевой журнал на службе «Театрального Октября» (1919–1921) // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2023. Вып. 3. С. 360–375. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-360-375  
Ключевые слова: Октябрьская революция 1917 г., пролетарский театр, самодеятельный рабоче-крестьянский театр, Пролеткульт, Мейерхольд, система Станиславского, биомеханика, Красная Армия, физическая культура.

Аннотация:

Журнал «Вестник театра» возник в момент реорганизации большевиками театрального дела, он был боевым органом театрального отдела (ТЕО), созданного в Москве под руководством Луначарского при Наркомпросе. Февральская революция 1917 г. породила надежды на независимость театральной деятельности, которую могли бы возглавить ведущие актеры крупных театров. Но с октября 1917 г. встал вопрос о национализации. Необходимо было взять в свои руки театральное дело, привлечь его к участию в строительстве социализма, борьбе с буржуазной интеллигенцией и созданию нового пролетарского театра. Мейерхольд возглавил «Вестник театра» осенью 1920 г. и превратил его в площадку для споров и борьбы с аполитичностью и традициями реалистического психологического искусства, начал гражданскую войну в театре во имя «Театрального Октября». В течение трех лет «Вестник театра» писал о ключевых вопросах преобразования театра: улучшении материальных условий, в частности в провинции, этапах централизации, новом репертуаре, реформе актерской подготовки. Журнал также освещал основные политические и художественные события: съезды рабоче-крестьянских театров, Пролеткульта, грандиозные массовые празднества в честь 1 мая и Октябрьской революции.