PDF

DOI: https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-376-424
EDN:

https://elibrary.ru/LDSNEU

Автор: Отан-Матье М.-К.
Информация об авторе: Мари-Кристин Отан-Матье — доктор театроведения, ведущий научный сотрудник, CNRS, Eur’ORBEM (CNRS–Sorbonne Université), ул. Мишле, д. 9, 75006 Париж, Франция. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2189-7406  E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Для цитирования: Отан-Матье М.-К. Финансовые и административные изменения в Московском Художественном театре (1917–1938). Этапы превращения театрального товарищества на паях в государственный театр: к постановке вопроса // Codex manuscriptus. М.: ИМЛИ РАН, 2023. Вып. 3. С. 376–424. https://doi.org/10.22455/CM.2949-0510-2023-3-376-424 
Ключевые слова: Станиславский, Немирович-Данченко, национализа- ция театров, Московский Художественный театр, Луначарский, Сталин, Горчаков, Судаков, Гейтц, Аркадьев, товарищество на паях, НЭП.

Аннотация:

Это первое исследование административных и финансовых преобразований в Московском художественном театре после Октября 1917 г. выходит за рамки истории отдельно взятой театральной труппы и наглядно показывает и изменения, неизбежные при переходе к новому режиму, и те приемы и хитрости, к которым пришлось прибегать, чтобы приспособиться, выжить и поддерживать должный уровень творчества. Московский художественный театр (МХТ) — один их немногих частных коллективов, сразу после Октябрьской революции включенных, благодаря своему авторитету в области актерского мастерства и режиссуры, в число государственных академических; он смог сохранить некоторую финансовую автономию до конца 1920-х гг., а в административном плане просуществовать без директора-коммуниста до 1929 г. Государственное финансирование, которое до окончания НЭПа театру удавалось ограничивать, в конце концов разрушило его изнутри. Очень уязвимые в 1920-е гг. из-за своей реалистической эстетики и аполитичности, состарившиеся основатели постепенно получают в 1930-е гг. привилегированный статус, но их присутствие в театре становится почетным. Отстаивать свою позицию без покровителей было невозможно. Сначала их защищал Луначарский, затем Горький. Когда в 1938 г. был закрыт Театр Мейерхольда, а Старый Художественный театр ушел вместе со Станис- лавским, государство установило полный контроль над театром и щедро финансировало его, превратив в образец для всего СССР.

 

Исследование выполнено при поддержке совместного исследовательского проекта FICUSOV 1917–1941 («Финансирование советской культуры») — CNRS–UMR Eur’ORBEM.