Аннотация:
Это первое исследование административных и финансовых преобразований в Московском художественном театре после Октября 1917 г. выходит за рамки истории отдельно взятой театральной труппы и наглядно показывает и изменения, неизбежные при переходе к новому режиму, и те приемы и хитрости, к которым пришлось прибегать, чтобы приспособиться, выжить и поддерживать должный уровень творчества. Московский художественный театр (МХТ) — один их немногих частных коллективов, сразу после Октябрьской революции включенных, благодаря своему авторитету в области актерского мастерства и режиссуры, в число государственных академических; он смог сохранить некоторую финансовую автономию до конца 1920-х гг., а в административном плане просуществовать без директора-коммуниста до 1929 г. Государственное финансирование, которое до окончания НЭПа театру удавалось ограничивать, в конце концов разрушило его изнутри. Очень уязвимые в 1920-е гг. из-за своей реалистической эстетики и аполитичности, состарившиеся основатели постепенно получают в 1930-е гг. привилегированный статус, но их присутствие в театре становится почетным. Отстаивать свою позицию без покровителей было невозможно. Сначала их защищал Луначарский, затем Горький. Когда в 1938 г. был закрыт Театр Мейерхольда, а Старый Художественный театр ушел вместе со Станис- лавским, государство установило полный контроль над театром и щедро финансировало его, превратив в образец для всего СССР.
Исследование выполнено при поддержке совместного исследовательского проекта FICUSOV 1917–1941 («Финансирование советской культуры») — CNRS–UMR Eur’ORBEM.