Dobrenko

Доктор филологических наук,

профессор Венецианского университета (Италия)

Образование:

Окончил филологический факультет Одесского государственного университета (1984)

Кандидатская диссертация:

«Аналитические тенденции в современной советской прозе и творчестве Юрия Трифонова 1960-80-х годов: проблема типологии и поэтики» (1987)

Область научных интересов:

Советская и постсоветская литература и культура, сталинизм, социалистический реализм, советские национальные литературы, русское и советское кино, критическая теория и история советской культуры.

Почетные звания и награды:

Лауреат премии Ефима Эткинда за лучшую книгу о русской культуре

Лауреат премии AATSEEL за выдающийся вклад в развитие науки.

Преподавательская деятельность:

Одесский гос. университет, РГГУ, Duke University, Stanford University, Amherst College, University of California, University of Nottingham, University of Sheffield, University of Venice.

 

Научные публикации — более 250 научных публикаций.

Основные публикации

Монографии

  • Поздний сталинизм: Эстетика политики: в 2 т. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
  • Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 424 с. (Серия «Кинотексты»)
  • Политэкономия соцреализма. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.
  • Aesthetics of Alienation: Reassessment of Early Soviet Cultural Theories. Evanston: Northwestern University Press, 2005. 152 p.
  • Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Академический проект, 1999. 557 с.
  • Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. München: Sagner, 1993. 405 с. (Серия «Slavistische Beitr». Т. 302)
  • «Конармия» Исаака Бабеля. М.: Российский ун-т, 1993. 120 с. (В соавторстве с Г. Белой, И. Есауловым)

Книги (автор, редактор-составитель), коллективные труды под редакцией

  • Госсмех. Сталинизм и комическое. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 768 с. (В соавторстве с Н. Донссон-Скрадоль)
  • Поздний сталинизм: эстетика политики: в 2 т. М.: Новое литературное образование, 2020. 
  • «Это просто буквы на бумаге…». Владимир Сорокин: после литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 712 c. 
  • Социалистический реализм в литературе Центральной и Восточной Европы при Сталине: институты, динамика, дискурсы. Лондон: Anthem Press, 2018.
  • Русская литература с 1991 года. Кембридж: Изд-во Кембриджского университета, 2015.
  • История русской литературной критики советской и постсоветской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 792 с.
  • The Cambridge Companion to Twentieth-Century Russian Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 326 p.
  • Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007). М.: Новое литературное обозрение, 2010. 784 с., илл., CD-ROM.
  • Petrified Utopia: Happiness Soviet Style. London, New York, Anthem Press, 2009. 308 p.

  • Soviet Culture and Power: A History in Documents, 19171953. New Haven, London, Yale University Press, 2007. 576 p. (Series “Annals of Communism”)

  • The Landscape of Stalinism: Тhe Art and Ideology of Soviet Space. Seattle, University of Washington Press, 2003. 315 p.

  • Критика 1917–1932 годов: Библиотека русской критики / ред., вступ. ст., коммент. Е.А. Добренко. М.: ACT, 2003. 463 с.

  • Советское богатство: статьи о культуре, литературе, кино. Сб. ст. к 60-летию Ханса Гюнтера. СПб.: Академический проект, 2002. 448 с.

  • Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. 1040 с.

  • Endquote: Sots-Art Literature and Soviet Grand Style. Evanston, Northwestern University Press, 2000. 241 p.

  • Socialist Realism without Shores. Durham, London, Duke University Press, 1997. 369 p.

  • Избавление от миражей. Соцреализм сегодня: сб. ст. М.: Сов. писатель, 1990. 413, [1] с.

Статьи

  • Гегемония братства: Рождение советской многонациональной литературы, 1922–1932 // Codex manuscriptus. Вып. 5: Эстетика коммунизма: теории и литературная практика. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 15–128.
  • Socialist Realism // The New Cambridge History of Russian Literature. Ed. by Simon Franklin, Rebecca Reich, Emma Widdis. Cambridge: CUP, 2024. P. 147–163.
  • Satire // The New Cambridge History of Russian Literature. Ed. by Simon Franklin, Rebecca Reich, Emma Widdis. Cambridge: CUP, 2024. P. 215–216.
  • The Novel II // The New Cambridge History of Russian Literature. Ed. by Simon Franklin, Rebecca Reich, Emma Widdis. Cambridge: CUP, 2024. P. 607–623.
  • Великий имитатор: российская история от «Потемкинских деревень» до «кубанских казаков» // Ab Imperio. 2023. № 4. С. 65–72.
  • Reading Stalinism: Stalinist Culture as a Research Field in the West // The Reception of East Slavic Literatures in the West and the East, Firenze: Firenze UP, 2023. P. 211–224.
  • Съветският соцреализъм с (двойно) човешко лице // Двете лица на писателя. Персоналки казуси в източноевропейските литературе / сост. П. Дойнов. София: Изд-во «Кралица Маб»; Департамент «Нова българистика» на НБУ, 2020. С. 11–31.

  • The Soviet Cold War Literary Imagination // The Palgrave Handbook of Cold War Literature. London: Palgrave Macmillan, 2020. P. 489–507. (Co-authored with Vladimir Dobrenko)

  • The Readers’ Milieu 1917–1920s // Reading Russia. A History of Reading in Modern Russia. Milan: Department of Foreign Languages and Literatures of Università degli Studi of Milan. 2020. Vol. 3. P. 15–42. (Co-authored with Abram Reitblat)

  • When Comintern and Cominform Aesthetics Meet: Socialist Realism in Eastern Europe, 1956 and Beyond // Comintern Aesthetics. Toronto: University of Toronto Press, 2020. P. 420–448.

Публикации Scopus / Web of Science

  • Katerina Clark (1941–2024): Literary History as a Device // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2024. Vol. 25, No. 3. P. 668–675.
  • Краеугольный камень советской литературы: РАПП и литературный процесс 1920–30-х годов как предмет изучения (историографическое введение) // Slavic Literatures. 2024. Т. 146–148. С. 1–43.
  • Советская многонациональная литература как имперский проект и как вызов империи // Новое литературное обозрение. 2024. № 4. С. 245–254.
  • Hegemony of Brotherhood: The Birth of Soviet Multinational Literature, 1922–1932 // Slavic Review. 2022. Vol. 81, no. 4. P. 869–890.
  • Introduction // Slavic Review. 2022. Vol. 81, no. 4. P. 865–868. (Co-authored with Klavdia Smola)

  • Читая сталинизм: сталинская культура как исследовательское поле // Новое литературное обозрение. 2022. № 6. С. 104–124.

  • От истории литературных институций к институциональной истории литературы // Новое литературное обозрение. 2022. № 3. С. 229–231.

  • Laughing Stalinism: The Fate of the Comic in a Tragic Age // Slavic and East European Journal. 2021. Vol. 65, no. 1. P. 1–20.
  • Судный день русской литературы. Пост-классический роман: канон и трансгрессия // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 3. С. 9–22.
  • Построение сталинизма: Канал имени Москвы и создание Советского пространства // Slavic review. 2019. Т. 78, № 3. С. 862–863.
  • Аннушка уже разлила сливочное масло // Новое литературное обозрение. 2019. № 158. С. 357–370.
  • Искусство ненависти: «ярость благородная» и насилие в советской культуре периода Второй мировой войны // Русская литература. 2019. № 3. С. 217–228.
  • Дом правительства: Сага о русской революции // Новый мир. 2017. № 12. С. 183–189.
  • Пересечение границ: современность, идеология и культура в России и Советском Союзе // Новое литературное обозрение. 2017. № 144. С. 542–546.
  • Пригов и Gesamtkunstwerk // Russian review. Т. 75. № 2. С. 209–219.